До международного скандала осталось 17 дней

Другие новости


Не упустите

Новости компании

До международного скандала осталось 17 дней

30.07.2013
Федеральная таможенная служба России своим письмом отменила международную конвенцию.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была принята в Женеве в 1975 году.

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП, при наличии правильно оформленных документов, а также печатей и пломб таможни страны отправления, могут быть только в исключительных случаях подвергнуты досмотру в промежуточных таможнях по пути следования и, что не менее важно, не требуют какого-либо финансового обеспечения уплаты таможенных платежей на случай их (грузов) недоставки, кроме гарантий, предоставляемых в рамках конвенции. Россия участвует в Конвенции МДП.

Принцип действия международной системы гарантий:

Каждое национальное объединение, представляющее интересы транспортного сектора в государстве – участнике Конвенции МДП (в России - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков - АСМАП), и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует в случае обнаружения какого-либо нарушения процедуры МДП на территории этой страны уплату всех причитающихся таможенных пошлин и налогов.

В случае недоставки в таможню назначения товаров, перевозимых в соответствии с Конвенцией МДП, таможенные органы требуют уплаты таможенных платежей у перевозчика, а затем (в случае неуплаты перевозчиком) могут обратиться с соответствующим требованием к АСМАП.

Однако, как вдруг оказалось (после многолетнего применения конвенции в России),  «до настоящего времени остается неурегулированным вопрос исполнения АСМАП своих обязательств по уплате таможенных платежей в соответствии с Конвенцией МДП 1975 г.

По состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей.

Кроме того, предоставляемое АСМАП обеспечение своих обязательств перед таможенными органами не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.»

И в связи с этим:

«В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза  и обеспечения полноты и своевременности поступления в Федеральный бюджет таможенных платежей с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза.»

Попросту говоря, выкиньте с 14 августа свои книжки МДП, предусмотренные международной конвенцией, и предоставляйте обеспечение таможенных платежей в виде:

- денежных средств;

- банковской гарантии;

- поручительства.

При этом нужно оформить во «внутренней таможне» (например, в Москве, или в Петербурге…) гарантийный сертификат и каким-то чудесным образом моментально доставить его в «пограничную таможню», где будет стоять автомашина с грузом. При этом банковские гарантии стоят ДЕНЕГ.  При этом поручительство также стоит ДЕНЕГ, круг поручителей весьма ограничен и некоторые из них весьма близки к ФТС России.  Или будет применяться «таможенное сопровождение», но штата в таможенных органах на это нет.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, естественно, возмутилась:

«Ассоциация не может согласиться с изложенной ФТС России аргументацией и предлагаемыми условиями выполнения перевозок по книжкам МДП.

Реальное положение дел с претензиями таможенных органов, направленных в АСМАП в соответствии с Конвенцией МДП, таково.

По состоянию на 1 июля с.г. ФТС России в 2010-2013г.г. направила в АСМАП 105 требований об уплате таможенных платежей на сумму 92,3 млн. руб. из оформленных на территории России почти 5 млн. книжек МДП.

В качестве обеспечения таможенных платежей по указанным перевозкам были предоставлены гарантии  на сумму около 12,5 трлн.руб.

Предъявленные претензии составили 0,002% от выполненных перевозок или 0,0007% от суммы представленных гарантий.

Из направленных в АСМАП претензий:

    87 требований на сумму 74 млн. руб. были признаны гарантийной цепью МДП обоснованными и оплачены;
    10 требований на сумму 6,8 млн. руб. признаны гарантийной цепью МДП необоснованными, что в дальнейшем не было оспорено таможенными органами, либо подтверждено вступившими в силу судебными решениями;
    8 требований на сумму 11,5 млн. руб. в соответствии с установленными Конвенцией МДП сроками находятся на рассмотрении гарантийной цепи МДП.

Только 7 из указанных 105 требований таможенных органов относятся к перевозкам товаров российскими перевозчиками.

Источник.

«Члены Правления АСМАП в ходе очередного заседания, состоявшегося 22 июля 2013 г., в связи с решением ФТС России об отказе признания на территории Российской Федерации с 14 августа 2013 г. гарантий по книжкам МДП подписали соответствующее обращение на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

В своем обращении Члены Правления изложили свое видение ситуации, дали оценку возможным последствиям вступления решения в силу, просят приостановить действие этого решения и создать рабочую группу из представителей заинтересованных органов федеральной исполнительной власти и бизнес-сообщества для объективной оценки ситуации и выработки возможных мер.

Дополнительное обращение с просьбой поддержки этих предложений подписано на имя Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, являющегося координатором работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области транспорта.  Обращения переданы в Аппарат Правительства Российской Федерации.»

Источник.

Все это было бы забавно (так 20 миллиардов задолженность или 20 миллионов?), но как-то не до смеха. Внутренние разборки между ведомствами (а АСМАП – это, по сути, такое же бюрократическое ведомство, как ФТС России) поставили под угрозу й стороной, способны дезорганизовать  международные автомобильные перевозки, увеличить их стоимость и, соответственно, цены на товары.

При этом касается это все не только российских перевозчиков, но и иностранных. Европейские перевозчики и Международный союз автомобильного транспорта уже высказывают свое недоумение по поводу решения ФТС России и грозят ответными мерами. Будет скандал.

А пока таможенники, перевозчики и импортеры ломают голову над тем, как им обеспечить с 14 августа перевозки, юристам самое время подумать о том, как мы будем взыскивать с государства убытки, которые возникнут у перевозчиков и импортеров в связи с нарушением таможенными органами международной конвенции.

Возврат к списку

Новости компании