Новости таможни

Другие новости


Не упустите

Новости таможни

Тренд ухода в «тень» в сфере ВЭД

17.03.2015
Тренд ухода в «тень» в сфере ВЭД
У этого процесса есть три основные техники ухода «в тень»: радикальная, взвешенная и оптимизирующая затраты. В первом случае компания выходит из Реестра и по договоренности с клиентами работает за их печатью. 

Во втором – происходит объединение двух и более таможенных представителей под одним брендом. При этом только часть грузов уходит в разряд «за печатью клиента», а основной поток сохраняется в «белой зоне», прежде всего для крупных или «градообразующих» клиентов. 

Третий способ характерен для холдинговых решений, когда два таможенных представителя сливают свои клиентские потоки и персонал. Такое объединение таможенных представителей позволяет почти двукратно снизить расходы на обслуживание обеспечения для включения в Реестр. Обычно в этом случае таможенное оформление не переводится в «серый сектор» даже частично. 

Среди основных причин исхода в «серое» можно уверенно выделить две. Первая, и именно она является основной, – произошедшее значительное удешевление рубля по отношению к ведущим валютам. Это означает, что и без того «неподъемное» обеспечение деятельности таможенного представителя в 1 млн евро теперь стало обходиться почти в два раза дороже. Вторая причина лежит на поверхности – это значительное снижение импорта и наличие тренда на его дальнейший спад. Данное условие как раз и можно решить путем оптимизации процессов внутри самого таможенного представителя, причем без необходимости выхода из Реестра. 

Падение статуса 

На протяжении более 10 лет, начиная с выхода в свет в 2004 году Таможенного кодекса (ТК) РФ, законодательство России в сфере таможенного дела и ВЭД постоянно и непрерывно совершенствуется. С тех пор у бизнеса покоя нет: каждый последующий законодательный акт, регулирующий эту сферу, становится все более «отвечающим международным нормам» и все более «прямого действия». 

В связи с образованием Таможенного союза (ТС), а теперь уже и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) законодательство существенно усложнилось за счет отсылочных норм на национальные законодательства. Тем не менее прогресс, как говорится, «налицо», и в уже подготовленном проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен вступить в силу в 2016 году, мы видим ряд действительно прогрессивных новелл: приоритет использования информационных технологий во всех разделах, начиная с таможенного оформления и заканчивая проведением платежей. 

Сегодня хотелось бы обратить внимание на неравномерное развитие профессиональных институтов таможенного представителя и уполномоченного экономического оператора (УЭО). Если в случае с последним процесс можно охарактеризовать одним словом - «прорывной», то с таможенным представителем налицо явная стагнация. Статус УЭО полностью реформирован в сторону соответствия мировым стандартам. Он разделен на три категории с различным функционалом и различным размером вносимого обеспечения. Это позволит бизнесу учесть особенности обладания статусом и расширит возможности его применения. На сегодняшний день Реестр УЭО ведется с нарушением заявленных временных параметров, а объем декларирования операторами в России оценивается цифрой в один неполный процент. Брокерский процент пока выглядит более внушительно - 43%.

Что ждет рынок? 

Давайте осторожно порассуждаем: сегодня УЭО используется крайне мало, более того, многие компании, вошедшие в Реестр ФТС, не знают, что делать «с этим счастьем». Юридические возможности позволяют использовать статус УЭО только производственным компаниям для собственных нужд. Совершенно новые возможности у оператора появятся в новом Таможенном кодексе ЕАЭС. Они по сути, будут очень схожи с функционалом таможенного представителя, только с гораздо щадящими уровнями внесенного обеспечения. На наш взгляд, подобные новшества могут революционным образом переформатировать рынок услуг в сфере таможенного дела, поскольку в новых условиях уполномоченные экономические операторы могут стать доминирующими на нем. 

Что делать? 

Вступление нового Таможенного кодекса ЕАЭС в силу при самом оптимистичном исходе ожидается в январе 2016 года. Даже если это случится в срок, скорее всего, в нем будет прописан переходный период для приведения национальных законодательств в соответствие с ним. 

Если учесть те обстоятельства, что ТК ЕАЭС в значительной части разрабатывался на основе предложений казахского бизнеса и что в Казахстане уже сейчас идет параллельная работа по принятию будущих поправок в национальное законодательство, а у нас в России пока о такой работе мы ничего не знаем, значит, нам понадобится значительный переходный период. В этой связи сегодня существует ряд реальных угроз для профессионального рынка услуг в сфере таможенного дела, требующих системного решения и возможно срочного изменения действующего таможенного законодательства Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). 

Нынешняя экономическая ситуация показала несостоятельность нормативного закрепления суммы обеспечения для включения в Реестр в 1 млн евро. Все операторы с теплотой вспоминают ранее действующее требование в 50 млн рублей. Состояние банковской сферы сегодня усугубляет положение с банковской гарантией из-за сильно ужесточившихся требований. Необходимость таможенному представителю иметь в штате аттестованных специалистов по таможенным операциям противоречит европейским нормам, где качество услуги не зависит от «корочек» персонала компании и определяется его реальными профессиональными качествами и способностями. 

Так отработали в 2014 году 

Общий декларационный массив Северо-Запада по итогам прошлого года оказался немного ниже, чем в 2013 году, точнее, уменьшился на 10%. Если в середине года это было почти незаметно, то к его концу провал стал увеличиваться, а с начала 2015 года тренд еще больше идет вниз. Небольшие размеры доли снижения объясняются наличием «старых» действующих контрактов. 

Возврат к списку